Влияние дополнительной моторной задачи на оценку коротких временных интервалов

  • Надежда Владимировна Морошкина Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Лев Витальевич Евлампиев Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
  • Ольга Вячеславовна Халимон Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Ключевые слова: восприятие времени, оценка временных интервалов, тайминг движений, отмеривание временных интервалов, методика двойной задачи, уровни построения движений

Аннотация

В работе представлены результаты двух экспериментов, направленных на исследование влияния дополнительной моторной задачи на точность оценки коротких временных интервалов (2, 3, 4 и 5 секунд). Участники учились удерживать клавишу в течение заданных временных интервалов, играя в компьютерную игру и получая обратную связь в условных единицах. Контрольная группа использовала стратегию вербального счета. Испытуемым экспериментальных групп было предложено два типа дополнительной моторной задачи, опосредующей счет: одна группа оценивала продолжительность нажатия на клавишу, подсчитывая количество движений рукой по бедру, вторая группа оценивала продолжительность нажатия, рисуя параллельно круги и подсчитывая их количество. Результаты свидетельствуют, что введение дополнительной моторной задачи способствовало повышению точности оценки временных интервалов за счет выработки более дифференцированных и стабильных субъективных эталонов. Более сложная дополнительная задача (рисование кругов на бумаге) привела к большему выигрышу в точности, чем простая дополнительная задача (поглаживание). Полученные результаты рассматриваются в контексте идей Н.А. Бернштейна об уровнях построения движений.

Биографии авторов

Надежда Владимировна Морошкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований
Лев Витальевич Евлампиев, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Студент факультета свободных искусств и наук
Ольга Вячеславовна Халимон, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Студент факультета свободных искусств и наук
Опубликован
2018-12-29
Выпуск
Раздел
Когнитивная психология